МБОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленогорская средняя школа» Белогорского района Республики Крым

Итоговое сочинение (изложение)

В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.

По согласованию с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». В связи с этим уточнен комментарий к разделу.

Открытый банк итогового изложения пополнен новыми текстами.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) (без изменений)

Письмо Рособрнадзора № 04-303 от 21.09.2023 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

  2. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году

  4. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению

  5. Рекомендации по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы

___________________________________________

 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

 

Критерий

Пояснение

1 .

Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия. Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют....

2.

Привлечение литературного материала

Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение.

3.

Композиция и логичность рассуждения

Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.  

  1. абзацев:

  • вступление (тезис)

  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами

  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)

  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)

  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4.

Качество письменной речи

Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций.

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5.

Грамотность

По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация).

 

Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:

  • объем более 250 слов;

  • соответствие заданной теме;

  • наличие аргументации с привлечением литературного материала....

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ.

  1. Задать себе вопросы:

— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

— На каком материале можно раскрыть данные темы?

— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

2. Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:

ЧТО (О ЧЁМ)

писать?

ЗАЧЕМ

писать?

КАК

писать?

1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.

1. Определяю основную мысль сочинения.

 

1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)

 

2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию.

2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения

2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации

 

3. Обдумываю композицию и форму сочинения

 

3. Пишу заключение

 

3.ОБДУМАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ (своеобразный ввод в тему).

Это может быть:

  • высказывание своего взгляда на проблему;

  • вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

  • обоснование причин обращения к этой теме;

  • эмоционально ввод в тему сочинения;

  • использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

  • проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

  • проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

  • оформление вступления в виде вопросов

4. ОБДУМАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Это может быть так:

  • обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

ВАЖНО!!! Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.

  • возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)

ВАЖНО!!! Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.

  • взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).

  • обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.

  • обращение к оригинальной цитате.

5. Определить композицию будущего сочинения

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ (НА ВЫБОР УЧАЩЕГОСЯ)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

  • ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

  • обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

  • разъяснение основных понятий темы;

  • изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства+ факты, подтверждающие тезис, утверждение

  • использование индукции: от конкретного к обобщению;

  • использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

  • изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

  • указание на изменчивость проблемы

 

ВНИМАНИЕ!!! Выпускникам 2023 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста.

Композиционные части

(350 слов)

Вступление + тезис (60 70слов)

Аргументация (234 - 240 слов)

Заключение (60 - 70 слов)

jpeg
Инф.лист-4_-готовый_-с-последними-изменениями.jpg
jpeg
Информационный лист № 6.jpg

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов